СВОЯ КОЛЕЯ
Алтайвагон
В этом году вагоностроительный завод в Новоалтайске помимо профессионального Дня машиностроителя отмечает 77-ю годовщину до дня образования завода (7 октября). Отдать дань уважения истории здесь планируют пополнением небольшой, но немаловажной коллекции исторической экспозиции железнодорожной техники под открытым небом: вскоре на выставке появился восстановленный алтайский вагон 1971 года. Специально для «Политсибру» по заводу провели экскурсию и рассказали, как «рождается» вагон: от его первых штрихов на чертеже до выхода в свет готовой продукции.
High Quality
We are the leading firm by delivering quality and value to our clients. All our professionals have more than 5 years of legal experiences. We like what we do.
Good Support
Our managers are always ready to answer your questions. You can call us at the weekends and at night. Also you can visit our office for personal consultation.
Individual Approach
Our company works according to the principle of individual approach to every client. This method lets us to get success in problems of all levels.
Остановка
«Историческая»
АО «Алтайвагон» не всегда разрабатывал и производил грузовые железнодорожные вагоны. Он был образован 7 октября 1941 года в результате консолидации активов Алтайского деревообрабатывающего завода и эвакуированного в связи с Великой Отечественной войной Днепродзержинского вагоностроительного завода им. Газеты «Правда» (Украина).
Все силы в военные годы были брошены на изготовление корпусов снарядов и авиабомб, ремонт поврежденных на фронте вагонов и производство железнодорожных платформ. За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны предприятие, единственное в Алтайском крае, награждено орденом Отечественной войны I степени.
1945-1954 годы отмечены как годы становления вагоностроительного производства на Алтае. На них пришелся первый этап реконструкции и строительства завода с увеличением производственной мощности до 5 тыс. большегрузных вагонов. В это время начали производить первый крытый вагон модели 11-066 – впоследствии самый массовый алтайский вагон. С годами производственные мощности наращивались, и в 1965-1970 годах достигли выпуска 12 тыс. вагонов в год. До 90-х гг. XX века Алтайский вагоностроительный завод был монополистом по производству крытых грузовых железнодорожных вагонов во всем СССР.
Именно такой и появится в скором времени в импровизированном музее железнодорожной техники под открытым небом на территории завода. На всеобщее обозрение уже выставлена цистерны Коломенского завода начала XX века (1908 год) и платформа 30-40-ых годов XX века. Вагон 1971 года производства рабочие уже обшили новым деревом, отреставрировали, покрасили, привели в соответствие техническим требованиям тех лет. Теперь он только ждет своего часа.
Остановка
«Конструкторская»
На сегодняшний день на заводе идет постановка на производство новой модели полувагона модели 12-21-53. Его разработали по заказу Федеральной грузовой компании – одного из крупнейших операторов грузовых железнодорожных перевозок в России. Это 88-кубовый полувагон на тележках с нагрузкой на ось в 23,5 тонны. Работу начали в феврале, на сегодняшний момент проведены приемочные испытания опытного образца. Сертификат был получен в октябре, до этого полным ходом шла подготовка производства к серийному выпуску.
По словам заместителя главного конструктора Дениса Гаврикова, изначально для данной модели было разработано техническое задание, затем конструктора, зная параметры будущего вагона, приступили к разработке, начав с создания 3D – модели. После предварительных расчетов начинается разработка рабочих чертежей, которые потом попадут в структурные подразделения. На базе этих чертежей создается опытный образец. Потом результаты расчетов подтверждаются натурными испытаниями. Процент расхождения расчетов и испытаний обычно оказывается в пределах 3%.
«У нас был полувагон 12-296-01, который имел примерно такую же грузоподъемность, но объем кузова у него был 83 кубометра. Новый полувагон нам позволил сделать конкурентную модель, с большей кубатурой. Его начали разрабатывать в конце 2017 года, в этом участвовали два конструктора, еще один инженер просчитывал прочность модели. Она максимально унифицирована со старой моделью: за основу взята рама, тормозное оборудование, ходовая часть, переработан только кузов. Несмотря на то, что кубатура полувагона увеличилась, его масса идентична полувагону предыдущей модели», - пояснил Гавриков.
Left
Right
Удивительно, но инженерами-конструкторами на заводе в большинстве работают женщины: такое дело требует большого терпения, усидчивости, внимательности. Инженер-конструктор Елена Киперман рассказала, что она занимается расчетами на прочность спроектированной модели вагона в соответствии с требованиями ГОСТа.
Она выявляет точки наибольшего напряжения в конструкции. Расчетчики могут посмотреть, как ведет себя модель в зависимости от разных сочетаний эксплуатационных нагрузок. Если какие-то узлы не выдерживают, подается команда конструкторам, чтобы они модель доработали, исправили недочеты. Так процесс проектирования может занять до четырёх месяцев. Сам расчет нагрузок иногда длится два часа, а порой доходит и до двух суток, когда модель объемная.
«Существуют не только прочностные расчеты, но и расчеты вписывания в габарит, тормозные расчеты, ходовой расчет вагона и так далее. В таком деле необходима точность, в этом помогает специальная компьютерная программа. Когда вагон проходит сертификацию, мы предоставляем расчеты в комплекте с конструкторской документацией, и они подтверждаются результатами испытаний. Одни только расчеты занимают около пятисот страниц»

Елена Киперман
Инженер-конструктор
Остановка
«Технологическая»
В отдел главного технолога попадают те самые конструкторские 3D-чертежи для изготовления опытного образца. Технологам предстоит разработать график подготовки производства, технологии изготовления вагона и его узлов, чертежи технологической оснастки для изготовления опытного образца и для серийного производства.
По словам ведущего инженер-технолога отдела главного технолога Ирины Алтасиной, большинство деталей и узлов вагона на заводе изготавливают самостоятельно, лишь некоторые приходится заказывать.
«У каждого технолога своя зона ответственности: один отвечает за сборку рамы, другой – за кузов, третий – за окрашивание вагона, четвертый – за линию по автоматизированному изготовлению колесной пары, пятый – сборкой тележки, группа человек занимается мехобработкой деталей (сверление отверстий, фрезеровка) и так далее. Специалисты постоянно курсируют между офисом и цехами. Поэтому практически у каждого работника на столе лежит каска»
Ирина Алтасина
Ведущий инженер-технолог
Технологические процессы все время усовершенствуются, меняются ГОСТы, соответственно, детали нужно полностью модернизировать. Контроль за этим осуществляет технолог. Между тем в одном вагоне насчитывается около 1,5 тыс. деталей, и за каждую есть свой ответственный.
Например, в бюро по обработке металлов давлением и термообработке занимаются заготовительным производством. В основном здесь делают заготовки для будущих деталей. Эти заготовки рождаются под давлением прессов, с помощью молотов, ножниц и термообработки. В чертежах указывается, что некоторые детали должны соответствовать определённому количеству единиц твердости.

«Есть такие детали, которые невозможно получить без паковки. С ее помощью детали придают определенную форму, которую потом легче будет обрабатывать. Для этого есть специалист, который занимается кузнечным оборудованием: молотами, ГКМ (горизонтально-ковочными машинами) и другим. С их помощью из болванок делают паковку, которая отправляется в механический цех и из нее уже получаются болтики, заклепочки, и по-настоящему сложные детали», - заметила ведущий инженер-технолог.
Калибры, шаблоны, трафареты, сборка мелких узлов, разработка приспособлений для большей производительности деталей и облегчения труда – область ответственности бюро сборочно-сварочной оснастки.
В секторе механизации занимаются линией профилирования для повышения эффективности и облегчения труда. Здесь разрабатывают различные автоматизированные грузоподъемные приспособления, гидравлические и пневматические устройства и многое другое. Одна из последних разработок – профилирующая машина, которой заводчане дали название «Ламборджини». На ней прокатывают профили, чтобы получить необходимую конфигурацию металлического изделия. Работники шутят, что приспособление чуть дороже, чем иномарка – 17 млн рублей. Машина получила свое название из-за высокой производительности и скорости прокатки профилей.
Все важные чертежи технологической оснастки хранятся в архиве, который ведется с самого основания производства, то есть с 1941 года. Здесь насчитывается около 2 млн чертежей. В архиве можно найти описание множества технологических процессов для каждой отдельно взятой модели вагона. Некоторые документы скопированы с помощью микрофильмирования. Для ведения учета чертежей используют специальную компьютерную программу.
If a building becomes architecture, then it is art
Остановка
«Цеховая»
Разработанные конструкторами и выверенные технологами чертежи направляются в цеха. В инструментальном цехе изготавливают и ремонтируют шаблоны, различные калибры, штамповую оснастку. Здесь также ремонтируют и модернизируют готовые штампы. Что касается оборудования, то для нарезки штампов используется одно из наиболее современных приспособлений - фрезерный пятикоординатный станок MIKRON. На нем вырезают по координатам необходимые фигуры по штамповой оснастке. Также в цехе можно заметить большое количество более простых фрезеровочных и токарных станков.
В ремонтно-механическом цехе производят ремонт оборудования, на котором делают оснастку: прессов, агрегатных станков и многого другого. Кроме того, здесь изготавливают сборочно-сварочную оснастку: стенды, кантователи и другую крупногабаритную механизированную оснастку для изготовления деталей и узлов вагонов.
Робототехнический комплекс – гордость завода. Заместитель главного технолога Павел Рожков показал, как изготавливают крышку люка грузового вагона.
«Это наше ноу-хау, которое мы запустили в 2012 году, полностью немецкая разработка. Помимо изготовления крышки люка мы делаем мелкие комплекты для углов рамы. Для этого тоже используем робота»
— Павел Рожков, заместитель главного технолога
На сварочно-сборочном производстве тоже используется современное автоматизированное оборудование. Весь процесс управляется с компьютера. Манипулятор подает, например, черновую ось на различные позиции, где ее оттачивают, шлифуют, колеса растачивают, происходит запрессовка и на выходе получается готовая колесная пара. В месяц таких колесных пар может быть произведено около 2400 штук. Это при том, что месячный план по вагонам – около 700 вагонов.
Рядом расположен рамно-заготовительный участок, на котором происходит постановка рамы на тележку. Дальше конструкция едет в вагоносборочный цех, где рабочие устанавливают стены вагона, обваривают кузов и отправляют его на покраску. В обшивочно-малярном цехе вагон грунтуют, окрашивают, наносят логотипы, согласно договору, обязательные знаки и надписи. Здесь же есть небольшой заготовительный участок, где «припаркована» профилегибочная машина «Ламборджини».
В малярном цехе производят окраску вагона согласно договору, наносят необходимые логотипы, затем вагон отправляется на выставочные пути и проходит сдачу в ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих».
От условий контракта зависит, по сколько вагонов формируется одна партия: например, по 50, 100 или 200 штук. Все зависит от потребностей заказчика. Например, в 2017 году был случай, когда заказали партию из 3000 вагонов.
Так грузовой вагон проходит непростой путь от чертежей на бумаге до постановки на производство и выпуска в серию. Цикл сборки одного вагона – сутки, казалось бы, куда проще. Но за этим показателем стоят годы планомерного развития производства и кропотливый труд каждого отдельно взятого специалиста. Компания не стоит на месте: за 2013-2018 гг. предприятием получено 22 патента на полезную модель, в настоящее время ещё семь заявок находится в ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) на стадии экспертизы.
Остановка
«Сегодняшний день»
В конце прошлого века завод ушел от своей исторической специализации и стал разрабатывать и выпускать грузовые вагоны других типов. Сейчас в товарной линейке завода – 16 моделей вагонов. Это полувагоны, вагоны-цистерны, железнодорожные платформы для перевозки всевозможных видов грузов.
Акционерное общество Алтайского вагоностроения с долей рынка 12 % занимает третье место в России. Входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш». Производственная мощность – до 10 тыс. вагонов в год при одновременном изготовлении четырех моделей. В актуальной линейке продукции – 16 моделей вагонов для перевозки широкой номенклатуры грузов. Продукцию АО «Алтайвагон» выбирают операторы грузовых железнодорожных перевозок России, Казахстана, Беларуси, Балтики.
If a building becomes architecture, then it is art
Алтайвагон
Три производственные площадки
АО «Алтайвагон»
Головное предприятие в Новоалтайске - разрабатывает и изготавливает новые модели грузовых вагонов
Рубцовский филиал АО «Алтайвагон»
Производит железнодорожное стальное литье
«Кемеровохиммаш»
Филиал АО «Алтайвагон» в Кемерово производит железнодорожные платформы и вагоны-цистерны, а также более 30 видов оборудования для различных отраслей.